Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника. [Маркова А. К. 1990.]
При рассмотрении проблемы повышения мотивации, формирования положительных мотивационных установок необходимо исходить из того, что в процессе обучения взаимодействуют следующие составляющие:
• ученик, и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками, какие мотивы побуждают его к деятельности;
• учитель, и как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приёмы, средства и формы обучения;
• сам предмет «иностранный язык» - то есть, языковые и речевые единицы, которые должны быть освоены учащимися.
Таким образом, при формировании положительной мотивации к предмету у младших школьников необходимо учитывать особенности их возраста, как мы их обучаем и чему обучаем. Иногда ученик обладает хорошими способностями, глубокими знаниями, а результат его самостоятельной деятельности средний. Учителю английского языка при изучении личности ученика, работая над мотивационными установками при подготовке к уроку, необходимо выявить взаимосвязь трёх основных личностных характеристик:
• отношение к предмету английский язык;
• характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса;
• насколько самостоятельно ученик может выполнять учебные действия.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Поэтому мотивационная установка здесь – желание знать то, что ново, интересно, ярко и образно представлено.
Основываясь на этих данных, учителя подбирают методы, приёмы, средства обучения. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. В связи с вышесказанным очень полезно в школах проводить семинары по использованию на уроках современных педагогических технологий таких, как обучение в сотрудничестве, проектной методики, новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, игровых технологий. Они помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности и творческого потенциала.
Мотивы будут проявляться по-разному в зависимости от того в каких ситуациях оказывается ребенок. Более того, мотивы не во всех ситуациях достаточно явно обнаруживаются. Поэтому учителю надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень - хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
Учитель для начала может разделить учащихся условно на 5 групп, опираясь на уровневый подход в формировании учебной мотивации. Для того, чтобы выстроить дальнейшую работу по выявлению доминирующих мотивов, необходимо провести диагностику доминирующих мотивов.
А.К. Маркова говорит о приеме «неоконченное предложение», который позволит выявить мотивационную установку и доминирующий мотив. [Маркова А.К., Матис Т.А., Орлова А.Б. 2006.]Ребятам предлагается закончить предложение.
Я учу английский, так как…
1.на уроке интересно (познавательный мотив).
2. заставляют родители (мотив избегания неприятностей).
3. хочу больше знать (познавательный мотив).
4. в будущем хочу иметь хорошую работу (мотив самоопределения).
5. хочу доставить радость родителям (мотив благополучия).
6. не хочу отставать от товарищей (мотив престижа).
7. нравится учиться (узко-познавательный мотив).
8. хочу быть культурным человеком (мотив самосовершенствования).
9.не хочу опозорить класс (мотив избегания неприятностей).
По ответам детей определяется круг мотивационных установок и мотивов, составляется диаграмма по каждой группе учащихся.
Анкетирование среди уч-ся 3б, 5 а классов МБОУ СОШ № 101 г. Железногорска Красноярского края на определение доминирующих мотивационных установок показало следующее:
21 уч-ся |
|
Мотивационная установка |
Кол-во учащихся |
Хочу больше знать |
12 уч-ся |
Хочу доставить радость родителям |
4 уч-ся |
Нравится учиться |
3 уч-ся |
Хочу быть культурным человеком |
1 уч-ся |
Не хочу опозорить класс |
1 уч-ся |
Всего учеников в 5а классе |
25 уч-ся |
Мотивационная установка |
Кол-во учащихся |
В будущем хочу иметь хорошую работу |
8 уч-ся |
Хочу доставить радость родителям |
7 уч-ся |
На уроке интересно |
5 уч-ся |
Хочу больше знать |
3 уч-ся |
Нравится учиться |
2 уч-ся |
Опираясь на доминирующий мотив, учитель выбирает вид деятельности, методы и приёмы по работе с конкретным учеником, он ищет способы повышения мотивации на разных этапах обучения.
Интересной, на мой взгляд, является методика диагностики направленности мотивации изучения предмета, предложенная Т.Д. Дубовицкой. Диагностика может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения английскому языку в частности.
Цель методики— выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими предмета английский язык.
Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом.
Содержание теста-опросника.
Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
верно (+ +);
пожалуй, верно (+);
пожалуй, неверно (–);
неверно (– –).
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе.
1.Изучение английского языка даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2.Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
3.В изучении английского языка мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4.Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.
5.Трудности, возникающие при изучении английского, делают его для меня еще более увлекательным.
6.При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу, веду словарь.
7.Считаю, что трудные правила по английскому языку можно было бы не изучать.
8.Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9.На занятиях по английскому у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10.Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
11.Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
12.Стараюсь самостоятельно выполнять задания, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13.По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14.Считаю, что все знания по английскому языку являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15.Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
16.Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17.Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с английским.
18.Английский дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19.Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
20.Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ
Да 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
Нет 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.[ Дубовицкая Т.Д. 2002.]
Проведя данную диагностику, учитель определяет для себя ряд учащихся, уже заинтересованных его предметом, а, следовательно, нуждающихся в поддержании этого интереса, и учащихся с внешней мотивацией, с которыми необходимо проводить более тщательную работу по выявлению доминирующей мотивации с привлечением родителей и школьного психолога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлова А.Б., Примерная программа психологического изучения учителем мотивации учения школьников// Педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина – СПб.: Питер, 2006. 412 с., С. 45-57.
2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. 96 с.
3. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. –2002. –№2. –C. 42 – 45.[ Электронный ресурс ]http://psyjournals.ru/psyedu/2002/n2/2259.shtml (дата обращения 05.08.2012).