Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.
Создание синквейнов - пятистрочных "стихотворений" - позволяет не только обобщить информацию по какой-либо теме, но и развивает критическое мышление. Чтобы составить удачный синквейн необходимо проанализировать всю информацию о событии, человеке, понятии, и выбрать самое важное.
Немного теории.
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31).
Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:
- Обратный синквейн — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
- Зеркальный синквейн — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
- Синквейн-бабочка — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
- Корона синквейнов — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
- Гирлянда синквейнов — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательноые или причастие), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Как работать с синквейнами:
- Составление нового синквейна.
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в синквейна.
- Коррекция и совершенствование готового синквейна.
- Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Организационные формы работы с синквейнами:
- Самостоятельно при выполнении домашней работы.
- Самостоятельно на практическом занятии.
- В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
- В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
- При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна..
Вот некоторые примеры синквейнов моих учеников.
Тема « Железногорск» ,предмет ОРР, 11 класс.
Железногрск
Закрытый, загадочный
Строят, придумывают, реализуют
Инновации- наше будущее
ГХК.
Железногорск
Маленький, закрытый
Работать, наслаждаться, грустить
Лучшее место на земле, потому что тут мама
Любимый.
(Плескач Ю.)
Тема « Закон», обществознание, 6 класс.
Закон
Строгий, справедливый
Соблюдается, нарушается, наказывает
Все должны соблюдать закон
Правило
Щенина С. 7 класс
Закон
Справедливый, нужный
Защищает, оберегает, действует
Закон одинаков для всех
Порядок
Лямшева В., 7 класс
Тема «Китай», история, 5 класс.
Китай
Доблестный, объединенный
Производит, строит, изобретает
Высшая доблесть-уважение к старшим
Конфуций
Чиркунова А.,5 А класс
Китай
Восточный, могущественный
Строит, объединяет, собирает
Великая Китайская стена
Конфуций.
Щенин А., 5 А класс